Влияние пандемии на систему образования

Асылбек Жооданбеков, Дүйшөн Шаматов,Кеңешбек Сайназаров

авторы-статьи

Авторы статьи вместе с другими педагогами обсуждают образование в режиме онлайн, фото из архива К. Сайназарова

  • Асылбек Жоонданбеков, эксперт по образованию
  • Дүйшөн Шаматов, ученый университета им. Нурсултана Назарбаева в Казахстане,
  • Кеңешбек Сайназаров, руководитель организации “Search for Common Grounds” в Бишкеке.

(Это размышление было написано тремя авторами совместно, текст дан без изменений)

COVID-19, зарегистрированный в Китае, в декабре 2019 года, быстро стал угрозой для Кыргызстана в марте 2020 года.  Вирус привел к всесторонней катастрофе, оказала огромное влияние на систему образования, все учебные заведения в стране были закрыты с 16 марта. Такая ситуация бросила вызов министерству образования и соответствующим специалистам. Вместе с отрицательными действиями мы усвоили полезные уроки.  В этой статье мы рассмотрим негативные и положительные последствия пандемии
Мы перечислим только некоторые из негативных последствий распространения COVID-19, для системы образования:

  1. Мы понесли много потерь из-за вируса, охватившего весь мир. Мы потеряли известных людей, около 200 человек из сферы просвещения, среди которых были известные люди в области образования и рядовые учителя. Это, конечно, непоправимая потеря, COVID-19 не только отнял жизни, но и многие переболели. Выздоровевшие и их близкие подверглись к стрессу и психологическим нагрузкам, все это сказалось на благополучии людей.
  1. Второе негативное влияние, которое пандемия оказала на образование, заключается в том, что она ослабила, усугубило проблему равенства и справедливости, которая и без того была огромной проблемой в образовании.В зависимости от обстоятельств телеуроки были подготовлены в краткие сроки, поэтому качество пострадало.  Дети из уязвимых слоев общества не имеют доступа к образованию, некоторые из них вообще были лишены его. В некоторых семьях из-за нехватки денег возникла проблема с обеспечением детей мобильными телефонами, не говоря о компьютерах и планшетах, стабильным высокоскоростным интернетом.  Особенно в отдаленных селах, где интернет работает не очень хорошо, из-за отсутствия связи люди лишились права на образование. Эта тенденция продолжалась не один-два месяца, а в течение почти трех учебных четвертей.
  1. Пандемия выявила еще один недостаток в образовании. В связи с тем, что система образования в КР централизованная, регионы ждут приказов Министерства образования и науки, не учитываются местные реалии. Например, в горных или приграничных селах нет доступа к интернету, нет телевидения, в школах мало учеников. Эти школы не могли учесть местные обстоятельства при получении постоянного образования потому, что они централизованы, подчиняются приказам, которые спускаются сверху. В условиях пандемии необходимо учитывать местные, климатические, географические, технические возможности.

В то же время в условиях пандемии были предприняты эффективные действия, извлечены полезные уроки.  Среди них можно выделить следующие:

  1. Пандемия ускорила цифровизацию в системе образования Кыргызской Республики и привлекла внимание к некоторым вопросам в этом секторе. В последние годы на государственном уровне регулярно заявляется, что цифровизация – это требование времени, были приняты различные программы. Издан Указ Президента КР об объявлении 2019 года Годом развития регионов и цифровизации страны, 2020 год — Годом развития регионов, цифровизации страны и поддержки детей. Но указ не смог продвинуться дальше декларативных заявлений, особенно в области образования.В этих условиях официальные учреждения начали предпринимать усилия по обеспечению устойчивости системы образования, доступности образования для детей, организации телевизионных занятий, использования интернет-платформ. В условиях пандемии практически все образовательные процессы стали осуществляться дистанционно. Кыргызстан сделал скачок в вопросе цифровизации, который на протяжении многих лет описывается как достижение ведущих стран. Занятия стали проводиться с использованием различных информационных технологий. Технологии обратной связи изменились, связь ученика и учителя укрепилась через WhatsApp. Расписание занятий было организовано управлениями образования, и в определенное время дня преподавание проводилось по телевидению и радио. В единой электронной системе собраны персональные данные учащихся, учителей, родителей, которые не были собраны уже много лет, что позволяет наглядно увидеть траекторию обучения учащихся, диагностировать их недостатки. Благодаря таким изменениям стали очевидны проблемы некоторых студентов, которые заканчивали учебу, не участвуя в процессе самой учебы. Исправление информации в системе больше не является сложной задачей.
  1. Вторая возможность – это диверсификация учебных пособий и возможность использования ресурсов из разных источников. В условиях пандемии учителя получили возможность не ограничиваться одной книгой, как раньше, а получать информацию из разных источников и применять ее в своих классах, чтобы уроки были интересными и качественными. Ведущие учебные заведения мира, такие как Стэнфорд, Кембридж и Оксфорд, сделали свои собственные лекции и источники информации открытыми и доступными для широкого использования. Ученик или студент, находясь в Чон-Алае, Тогуз-Торо может получить доступ к учебным ресурсам, используемыми профессорами и студентами из Торонто или Санкт-Петербурга. Конечно, это дало учащимся такие возможности, как самостоятельная работа, принятие решений, самостоятельное построение распорядка дня. В нашей сети, основанной на современной советской системе образования, нагрузка для школьников очень большая, в условиях пандемии ученики получили возможность определить приоритеты развития по интересам.
  1. Чтобы сделать методику преподавания эффективной, учитель имеет возможность подключения к каналам и чатам в WhatsApp и Telegram, созданным в результате обсуждения учителей со всех концов мира, что дает возможность использовать на уроках передовые методики для улучшения эффективности занятий. Неожиданной возможностью для учителей стал процесс повышения квалификации, цифровой грамотности. Конечно, это создало трудности в финансовом отношении для учителей, так как они столкнулись с такими проблемами, как повышение тарифов на интернет, покупка телефонов и ноутбуков. Но, несмотря на это, учителя стали вовлечены в процесс повышения квалификации, и каждый из них хотел поделиться опытом с коллегами. Только в социальных сетях, более 28,000 человек по всему Кыргызстану прошли вебинары учителей. Это хороший показатель.

Как бы то ни было, пандемия – это реальность, охватившая мир в настоящее время. Сектор образования Кыргызстана, как и другие страны, должен продолжать процесс образования без перерыва. Некоторые аналитики отмечают, что сектор образования больше не будет таким, каким он был раньше. Поэтому, нравится нам это или нет, настало время вывести онлайн-обучение на качественный уровень и провести системную работу по развитию навыков учителей, учащихся и родителей в этой области. В Кыргызстане есть все условия для его активного продвижения.